Ксения (na_lapax) wrote,
Ксения
na_lapax

Categories:

"Если вы желаете представить себе будущее, вообразите мальчика с друзьями и с собакой"

Ну, про "Благие знамения". Пожалуй, это вполне удачная экранизация, насколько она возможна. И, видимо, состоялась она тогда, когда нужно.
Я всё-таки изложу свое нескромное личное мнение по этому поводу, хотя изначально собиралась довольствоваться тем искрящимся чувством веры в людей, которое во мне неожиданно проклюнулось.


Вообще, с экранизациями книг Пратчетта одна беда: в них совершенно невозможно обойтись без голоса автора. И это именно что беда, потому что не позволяет сделать нечто отдельное от книги. А хорошая экранизация - это всегда нечто отдельное. Тем более, когда в первоисточнике так много самого автора.
Роман "Благие знамения" написан Пратчеттом в соавторстве с Нилом Гейманом, но и это не спасло экранизацию от закадрового голоса. Возможно, это уже фирменный стиль, а, возможно, заигрывание с фанатами, которые без прочитанных вслух любимых ироничных речевых оборотов, предадут анафеме и сожгут киностудию вместе с продюсерским центром. Однако не у фанатов чтение вслух часто навевает скуку. Но с этим романом получилось гораздо лучше, чем с другими экранизациями.

Сериал я смотрела с особым удовольствием. С таким, какое испытывает человек не так давно выписавший книгу про Апокалипсис в картинках. Шикарное издание, я вам скажу. Всё-таки слова, подкрепленные визуальным рядом всё больше и больше дают прочувствовать, что Откровение - это как сон наяву. А во сне часто смешиваются слои причинности и следствия, а равнозначные сценарии показываются последовательно без внятных отбивок. Но речь не об этом. А о чем? О том, что Кроули просто великолепен? Это же даже пошло.


Сейчас Кроули мчался со скоростью в сто десять миль в час чуть восточнее Слау.
Внешность его особой демоничностью не отличалась, во всяком случае,
по классическим стандартам: ни рогов, ни крыльев. Да, он слушал избранные песни
группы «Queen», но с выводами спешить не стоит: пролежав две недели в бардачке
машины, любая кассета превращается в «Best of Queen». И никаких особенно
демонических мыслей — Кроули всего лишь рассеянно размышлял о том,  какое
Фредди дело до Никиты Сергеевича Хрущева.
Высокие скулы, темные волосы, туфли из змеиной кожи… если, конечно, это были туфли.
Языком Кроули умел проделывать удивительные вещи, а если забывался, иной раз мог и зашипеть.
Кроме того, он очень редко моргал.


Тем более, что Азирафаэль - ничем не хуже.

Почти всем, кто впервые встречал Азирафаэля, бросались в глаза три его качества:
он англичанин, чрезвычайно умен и явно голубее летнего неба в рекламных брошюрах
мелких турагентств. Две ошибки: что бы ни воображали поэты, но Небеса — вовсе не
Англия; кроме того, ангелы — существа бесполые, если только не приложат некоторые
усилия в этом направлении. Но Азирафаэль действительно был умен.


Хотя, конечно, молодцы все, особенно Антихрист по имени Адам со своим Бобиком-Цербером.

Сериал в общем и целом мне понравился и было жалко расставаться с дуэтом ангела и демона, поэтому после просмотра я ломанулась читать книгу... которую прочла еще быстрее, чем посмотрела сериал. Читаю обычно медленно, вдумчиво, а "Благие знамения" просто проглотила. Но! После нее осталось великолепное послевкусие. Мизантропу довольно сложно получить удовольствие от чтения книги, в конце которой в самом деле всё хорошо, и даже умершие возвращаются к жизни. Пожалуй, исключение только одно: написано должно быть не с оптимизмом, а с верой. И не с той, которая борется против всего плохого, ради всего хорошего, а с той, которая разумна. Потому и воодушевляет, ведь хочется, чтобы разум победил.

Многие объявили сериал подростковым с недотянутой кульминацией и предсказуемым финалом.
Есть у меня ощущение, что как только адепты принципа "не всё так однозначно" видят два явных полюса: они тут же начинают скучать. Однако остается вопрос почему ангелы и демоны такие... эм... смешные и нелепые в своей деловитости? Понятно, что они - вечные силы - уже задолбались ждать когда свершится то главное ради чего они тут все. Но такой стёб ради стёба уже. То что одни белые и наверху не делает их чем-то отличными от тех, кто чёрен и внизу. Подступает событие, в отношении к которому они проявляют поразительное единодушие. Но поскольку формально они друг другу противостоят, то конечно - это подростковое кино. И запретная дружба ангела и демона, конечно, тоже. Это так же банально как и "лед и пламень", ой, ладно - "волна и камень".
Упреки в недотянутой кульминации тоже понятны. Ведь так вроде хорошо закручивалось: происходили катаклизмы, гибли люди, дул жуткий ветер, мальчик с вьющимися волосами поднимался в воздух, загорался очами и одним только словом менял реальность. И что? Мальчик передумал и стал обычным пацаном. И типа из-за друзей. Что за хрень-то? Ведь непонятно почему! И где эпичность? А то как его друзья победили всадников Апокалипсиса - это же просто смешно и в духе фильмов восьмидесятых, когда спецэффекты были по нынешним меркам просто никакие, но зато фантазия смотрящих была более красочной.
Предсказуемый финал... Ну да - мы ведь даже когда идём на фильм катастрофу, приблизительно понимаем какой будет финал. В конце всё обязательно будет хорошо, правда же? Ну, пусть там выживет горстка, но всё равно ведь выживет и будет плодиться и размножаться до следующего раза. То есть финал предсказуем прежде всего тем, что даже услышав название, мы точно понимаем: конца света всё-таки не будет. А вот почему не будет - это следующая предсказуемая вещь (по версии тех, кто чувствовал себя умнее героев). Типа сила дружбы всё победила. Ну, если рассматривать кино как подростковое, то да: кино про добро и зло, в котором победила дружба. Не только между добром и злом.
Только вот на мой взгляд это всё было про высокую идею сотворения Адама и победу человеческого разума.

Понятно, что не обошлось и без шума в отношении чувств верующих. Они воспылали таким праведным гневом, что умудрились выставить себя в совсем идиотском свете: они составили петицию, но обратились не к тому сервису. Надо было к Amazon Prime Video, а они на Netflix крестовым походом. Чем, конечно, вызвали волну истерического ржача. Они-то исправились, но кому теперь вообще интересны претензии этих людей? Ну, мне интересны:

• An angel and demon are good friends, and are meant to be earth's ambassadors for Good and Evil respectively.
• This pair tries to stop the coming of the Antichrist because they are comfortable and like the earth so much.
• God is voiced by a woman.
• The Antichrist, who will oppose the Kingdom of God, is portrayed as a normal kid that has special powers and a mission to destroy the world which he doesn't really want to do.
• There are groups of Satanic "nuns" that are chosen to raise the Antichrist.
• The four riders of the Apocalypse, God's means of punishing sinful earth, are portrayed as a group of bikers.

In the end, this is a denial of Good and Evil: morality and natural law do not exist, just humanitarianism and an ultimately useless creed. This is another step to make Satanism appear normal, light and acceptable. We must show our rejection. Please sign our petition, telling Amazon that we will not stand silent as they destroy the barriers of horror we still have for evil.


Это всё, что нужно знать о том, как люди приобретают святую веру в написанное другими людьми о чем-то или ком-то большем. У кого-то было Откровение, кто-то внимательно кого-то выслушал. Потом переводили, переписывали, поясняли, переводили и вновь переписывали. А что - у сплетен какой-то другой механизм, если исключить тот факт, что обычно это устное-народное творчество, а не манускрипты и книги? Они всерьез думают, что когда-нибудь в далеком будущем всадники Апокалипсиса должны будут придти в таком виде как их увидел человек века назад? У него свой образный ряд - откуда ему знать, что будет тогда, когда будет? Откуда эти "святые люди" взяли, что в фильме сделаны попытки выставить сатанизм вариантом нормы? С чего они взяли, что Антихрист будучи воплощенным, должен быть не обычным человеческим ребенком на вид? И в конце концов, что их не устроило, если в сериале явно показано, что Антихрист отрекся от Сатаны как от своего отца? В книге на такое упрощение не пошли, но на то это и литература. Но, кстати, в романе яснее коснулись вопроса предначертаности. Замысел - как факт не отрицается. Но разве он прям полностью может быть постигнут? То есть силы зла и добра, показанные в фильме, талдычут словами людей, которые дали им имена и описали как персонажей. Пусть в фильме есть женский голос Бога, но в книге он не звучит. Господь не вмешивается, он дает ситуации развиваться, и он примет любой расклад, но очень надеется, что всё закончится хорошо. Но полное впечатление, что самые "благостные" представители религиозных течений просто ждут не дождутся конца времен, потому что надеются за свое рвение навеки блаженствовать в музыке сфер. Что же - каждый наверняка получит то, к чему стремился. По-настоящему стремился. По сути, а не форме.


Критикуешь - предлагай, поэтому я распишу своё впечатление по поводу всего этого.
Это гораздо больше, чем стёб.
Ангелы и демоны потому смешны, потому что они нам вообще непонятны. Они вроде бы как боролись друг против друга за наши души, но они точно также не понимали эти души никогда. Не живя среди людей, они ничего не поняли про человеческую природу, воспринимая человеческую душу просто сосудом, в которую надо влить свет или тьму. Не понимают, не любят, но и не ненавидят. Просто борятся, потому что так положено, потому что придет событие, когда одни попрут против других и есть смутное подозрение, что лучше бы набрать численное преимущество. Воплощенные ангел и демон, конечно, тоже чудаковатые такие. Но харизматичные. И дружба их стала возможна, потому что они попали в одни и те же условия.

— Да, вот это уже лучше. Чайковский. — Азирафаэль открыл футляр и вставил кассету в магнитофон.
— И это тоже тебе не понравится, — вздохнул Кроули. — Кассета в машине уже больше двух недель.
Тяжелые басы наполнили «Бентли», проносившийся мимо Хитроу.
Азирафаэль нахмурил брови.
— Как-то не припоминаю, — сказал он. — Что это?
— Чайковский. «Another One Bites the Dust», — сказал Кроули, прикрыв глаза («Бентли» проезжал через Слау).
Коротая время в дороге по сонным Чилтернским холмам, они послушали «We Are the Champions» Уильяма Берда
и «I Want То Break Free» Бетховена. Но больше всего их порадовали «Fat-Bottomed Girls» Воана-Уильямса.


И более того, они всё-таки обладают одной и той же природой. Просто один сомневается и проверяет, а другой... другой тоже начинает сомневаться. Являясь воплощенными, хотя и бессмертными, они стали лучше понимать людей, видеть, что наши жизни - это череда выборов (не президентов, конечно). Они сами несмотря на то, что не живут жизнью обычного человека, обрастают бытом, получают человеческую природу, фантазию и чувство юмора. Потому что теперь их жизнь тоже - череда выборов, хоть и с послаблениями. И тут нет светлой натуры или темной, а только хорошие поступки и плохие. С умыслом или без. Всё имеет значение. Можно и доброе дело сделать со злым умыслом (и умысел-таки важнее, несмотря на социальную одобряемость). Или злое, которое окажется добрым. Поэтому и ангел и демон изменились так, что не совсем понимают своих собратьев. А собратья совсем не понимают их. И если правда, что конец света начался с того момента как люди распяли сына Божьего, то всё уже достаточно растормозилось для финальной битвы, к которой пора готовить почву.


— Очерточерточерт… Ну почему именно сейчас? Почему я? — бормотал он, а тем временем его омывали вечнозеленые мелодии:  лучшие песни группы «Queen».
И вдруг с ним заговорил Фредди Меркьюри:
— ПОТОМУ ЧТО ТЫ ЗАСЛУЖИЛ ЭТО, КРОУЛИ.
— Я буду там через пять минут, владыка, нет проблем.
— ХОРОШО. Вижу я — чей-то стоит силуэт, скарамуш, скарамуш, может, спляшем фанданго?..


Стёб над подменой младенцев тоже понятен. И тоже не только ради стёба. Он о том, что предопределенности в сущности нет. Или она, по крайней мере, не исчерпывается одним вариантом. И даже двумя.
Тот момент, когда выбиралось из двух вариантов был только на заре времени человека. И, на мой взгляд, несмотря на то, что демон так прямо и не сказал к чему весь этот цирк с яблоками, от которых столько неприятностей, намек вполне понятен. Человеку дали выбор: слушаться безотносительно (во и имя веры и Любви к Богу) или получать опыт самостоятельно. Ведь был прямой запрет, и нарушить его - означает всё-таки усомниться. Вера треснула, какая же тут любовь? Выбор сделан в пользу собственного получения опыта. Местами болезненного, но не невыносимо. Создатель вздохнул и позволил это, потому что не кукольный театр делал, и он не Карабас-Барабас. Идите, дети, учитесь сами: люблю вас и верю в то, что разберетесь. И, честно говоря, излишняя религиозность малину испортила сама, потому что в адепты этого излишества как раз и приходят Карабасы-Барабасы. И именно они наделили непреложностями и Священное писание, и природу Добра и Зла, и Откровение, в котором рассматривалось всё-таки три варианта развития событий. И возвращаясь к тому как ангел и демон оказались на земле - среди людей. Они ведь тоже вкосячились - не поняв ничего в тесте с деревом познания. Оба не поняли где добро и где зло. Видимо, уже переобщались с перволюдьми.

— Я не понимаю, зачем было так стараться, создавая людей людьми,
а потом расстраиваться из-за того, что они ведут себя как люди, —
строго прервал его Адам. — В любом случае если вы перестанете
твердить людям, что после их смерти все будет в порядке, то они,
возможно, попытаются навести порядок, пока еще живы. Будь моя
власть, я бы дал людям возможность жить намного дольше, как
старине Мафусаилу. Могло бы получиться очень интересно, ведь
если им надо будет прожить сотни лет, то они, возможно, начнут
задумываться, стоит ли причинять столько вреда природе и экологии.

Младенцев перепутали просто из-за неразберихи, порожденной человеческой природой. И эта ошибка подготовила почву для того, чтобы ребенок рос, как и всё человечество, последовательно сам разбираясь с тем, что хорошо, а что плохо. Без долбежа предназначения над головой.

Его предоставили самому себе! И он вырос человеком!
Он не стал воплощением Зла или воплощением Добра,
он стал просто… воплощением человека…

Я думаю, его очень сильно не зря назвали именно Адамом, а не каким-то вариантом, связанным с Преисподней. Это как возврат к начальной точке, но с другим опытом: очередной цикл. Nomen est omen же.
Кстати, очень забавно получилось с Цербером - псом Антихриста. Символом того, что Антихирист входит в силы является момент наречения предназначенного ему пса. И в оригинале Адам называет собаку... собакой - Dog (как и первочеловек Адам назвал всех зверей). У нас варианты перевода Бобик и Барбос, то есть клички, которые мы считаем исконными (хотя уже не популярными) и идеально подходящими дворнягам. Нарицательные такие. Ну так вот - назвал и не стал мудрить с именем и вкладывать в него какой-то огромный смысл. И грозное адское порождение послушно стало отвечать данному имени и желаниям хозяина: цербер стал мелкой дворнягой, которая скоро убедилась в том, что кошки опаснее грешников. Сам того не ведая, Адам по крупицам выжигал демоническую природу из пса, добиваясь послушания. Потому что собака из безграничной любви и вере своему хозяину делала то, что не должна была делать адская псина. Она не выбирала, - она любила и подчинялась. ("Я понял - это намёк, я всё ловлю на лету" (с)) Адам же изучал опыт всех поколений людей и приходил сам к пониманию Добра, Зла и дуальности человеческой натуры. И сделал выводы.

— Но ты не можешь оставить все как есть! — проталкиваясь вперед, воскликнула Анафема. — Подумай о том, на что ты способен! О добрых делах.
— Каких это, например? — подозрительно поинтересовался Адам.
— Ну… для начала ты мог бы восстановить численность китов.
Он склонил голову набок.
— А разве это остановит китобоев?
Она задумалась. Было бы так приятно дать утвердительный ответ.
— А если люди опять начнут убивать их, как ты попросишь меня поступить с ними? — сказал Адам. — Нет. Я считаю, что успел кое-чему научиться. Однажды я уже попытался вмешаться, но понял, что мое вмешательство ничего не изменит. Мне кажется, что люди сами должны понять, что если они убьют кита, то получат мертвого кита. Вот единственное разумное решение этой проблемы.
— Это очень ответственная позиция, — заметил Ньют.
Адам приподнял брови.
— Это просто разумно, — сказал он.

Есть закон - свободы воли. И он остается непреложным. Это и было высокой идеей сотворения Адама. А свободную волю нужно проявлять разумно. Потому что каждый наш шаг влияет на то сколько выбора у нас остается. И мне очень хотелось бы верить в человечество так, как светло было на моей душе, когда я дочитывала эту книгу.

Собственно, за тем я это всё и написала, чтобы когда-нибудь перечитать и испытать то воодушевление, радость и веру в людей.

Если вы желаете представить себе будущее, вообразите мальчика с друзьями и с собакой. И лето без конца.

Tags: кино, литература, о смысле
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

  • "Ведьмаку заплатите чеканной монетой"

    <Геральт и Йеннифэр повисли над пропастью. Попутчики собираются бросить веревку ведьмаку только после того как ослабнет чародейка и отцепится от…

  • Дракарис!

    И всё-таки напишу про "Игру престолов". Не хотелось лить на эту мельницу воду, но у меня чем дальше, тем крепче ощущение, что всё-таки эта…

  • Не так много людей, с которыми побеседуешь о таких вещах

    Интересно, если бы не бисер, я бы еще читала книги? Есть тут, конечно, столкновение интересов, потому что читая книги невозможно одновременно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments